только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 9
Страница 36 / 341

Часть II. Принципы регуляции жизненных функций организма

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

► хоботковый рефлекс - выпячивание губ хоботком в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам;

► поисковый рефлекс (поиск груди матери) - опускание губ, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя при поглаживании кожи в области угла рта;

► рефлекс ползания (рефлекс Бауэра) - ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище располагались на одной линии; в таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание).

6.8.2.3. Рефлексы ребенка грудного возраста

Рефлексы ребенка грудного возраста частично сочетают рефлексы новорожденного, а также вновь формирующиеся рефлексы. К ним относится туловищно-выпрямительный рефлекс - выпрямление шеи при соприкосновении стоп ребенка с опорой, формируется с конца первого месяца.

Мышечный тонус. Повышенный тонус мышц-сгибателей в первые месяцы жизни ребенка обусловлен относительной незрелостью структур ЦНС, оказывающих возбуждающие и тормозные влияния на спинальные мотонейроны, иннервирующие мышцы-антагонисты.

Двигательные навыки. Весь период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на четко очерченные этапы.

Период от 2 до 5 мес жизни. С двухмесячного возраста начинается развитие движения руками в направлении к видимому предмету. В возрасте 3 мес начинается освоение навыка ползания. В 4-5 мес развивается способность при поддержке переступать. В 6-7 мес ребенок садится, встает на четвереньки - готовится к принятию вертикального положения. В возрасте 7-8 мес малыш может вставать, стоять, придерживаясь руками за опору, свободно ползать. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру, способствует развитию дальнейшей координации движений. Следует отметить, что в грудном возрасте у ребенка довольно быстро (в пределах 1,5 ч) развивается утомление.

Период от 9 до 12 мес. В этом возрасте, во-первых, устанавливается четкая координация сократительной активности мышц верхних конечностей. К 10 мес движения рук становятся точными, целенаправленными. Ребенок может осуществлять хватательные движения вслепую. Дети в 11 мес пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, надевают кольца на стержень. Во-вторых, в этот период ребенок делает первые попытки самостоятельной ходьбы. К концу первого года жизни ребенок при поддержке начинает ходить. Началом самостоятельной ходьбы считается день, когда ребенок без посторонней поддержки проходит несколько шагов.

6.8.2.4. Рефлексы у детей старше 2 лет

На 2-м году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. На 3-м году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте, переступает через препятствия высотой 10-15 см, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. В возрасте 3-5 лет появляется игровая деятельность, скачкообразно ускоряющая развитие ВНД ребенка. Он начинает рисовать, может обучаться игре на музыкальных инструментах. Оптимальный режим работы двигательного аппарата у человека устанавливается к 20-30 годам жизни.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Структурно-функциональной единицей ЦНС у позвоночных животных является нейрон-глия-капиллярный комплекс. Нейроны имеют разветвленную систему дендритов и, как правило, один протяженный аксон.

Основным способом передачи возбуждения между нейронами, а также между нервными и мышечными клетками является химический. Проникновение потенциала действия в нервную терминаль открывает потенциалзависимые кальциевые каналы. Выделившийся кальций входит в терминаль и запускает каскад процессов, приводящих к высвобождению медиатора. Синаптическая передача вовлекает некоторое количество нейромедиатора, который активирует специфические рецепторы на постсинаптических клетках. Большинство нейромедиаторов запасено в синаптических везикулах, и они высвобождаются под влиянием стимуляции нервов в процессе опосредованного кальцием экзо-цитоза. Выделившийся медиатор связывается с рецепторами на постсинапти-ческой клетке, активирует их и затем быстро удаляется.