только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 9
Страница 37 / 341

Часть II. Принципы регуляции жизненных функций организма

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Период от 9 до 12 мес. В этом возрасте, во-первых, устанавливается четкая координация сократительной активности мышц верхних конечностей. К 10 мес движения рук становятся точными, целенаправленными. Ребенок может осуществлять хватательные движения вслепую. Дети в 11 мес пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, надевают кольца на стержень. Во-вторых, в этот период ребенок делает первые попытки самостоятельной ходьбы. К концу первого года жизни ребенок при поддержке начинает ходить. Началом самостоятельной ходьбы считается день, когда ребенок без посторонней поддержки проходит несколько шагов.

6.8.2.4. Рефлексы у детей старше 2 лет

На 2-м году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. На 3-м году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте, переступает через препятствия высотой 10-15 см, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. В возрасте 3-5 лет появляется игровая деятельность, скачкообразно ускоряющая развитие ВНД ребенка. Он начинает рисовать, может обучаться игре на музыкальных инструментах. Оптимальный режим работы двигательного аппарата у человека устанавливается к 20-30 годам жизни.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Структурно-функциональной единицей ЦНС у позвоночных животных является нейрон-глия-капиллярный комплекс. Нейроны имеют разветвленную систему дендритов и, как правило, один протяженный аксон.

Основным способом передачи возбуждения между нейронами, а также между нервными и мышечными клетками является химический. Проникновение потенциала действия в нервную терминаль открывает потенциалзависимые кальциевые каналы. Выделившийся кальций входит в терминаль и запускает каскад процессов, приводящих к высвобождению медиатора. Синаптическая передача вовлекает некоторое количество нейромедиатора, который активирует специфические рецепторы на постсинаптических клетках. Большинство нейромедиаторов запасено в синаптических везикулах, и они высвобождаются под влиянием стимуляции нервов в процессе опосредованного кальцием экзо-цитоза. Выделившийся медиатор связывается с рецепторами на постсинапти-ческой клетке, активирует их и затем быстро удаляется.

В нервной системе животных и человека нейроны формируют нервные сети, обладающие рядом общих свойств (дивергенция и конвергенция нервных путей, связанные с ними пространственное облегчение и окклюзия; наличие ряда тормозных механизмов).

Основным вариантом реакции нервной сети на внешний стимул является рефлекс, представляющий собой возбуждение определенных рецепторов, афферентных нервных проводников, центра, эфферентных проводников и рабочего органа (эффектора). Взаимодействие (борьба) антагонистических

рефлексов осуществляется с помощью реципрокного (сопряженного) торможения в центре.

У позвоночных основу ГЭБ составляют эндотелиоциты капилляров мозга, соединенные между собой особого рода контактами. Важную роль играют также вещества, секретируемые отростками астроцитов, и энзимы, находящиеся в тканях между кровью и нейронами мозга. Способность веществ проникать сквозь ГЭБ определяется растворимостью в жирах; для некоторых других веществ, необходимых мозгу (например, для глюкозы и аминокислот), в барьере существуют системы переносчиков.

На границе между кровью и мозгом есть небольшие по площади, но важные участки, в которых функцию барьера выполняет не эндотелий капилляров, а эпендима желудочков мозга. Существуют также пути «обхода» барьера, самым известным (и, тем не менее, малоизученным) у человека является путь, начинающийся на слизистой оболочке полости носа. ГЭБ не только обеспечивает поддержание особого гомеостазиса мозга, но и является коммуникационной системой, связывающей мозг и периферические органы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как классифицируются нервные и глиальные клетки?

2. Охарактеризуйте возбуждающие и тормозные синапсы и их медиаторы. Как формируются возбуждающий постсинаптический и тормозной постси-наптический потенциалы?

3. В чем особенность первичного и вторичного торможения?

4. Дайте определение рефлекса.

5. Назовите механизмы координации рефлексов.

6. Охарактеризуйте основные свойства нервных центров.