Археологом Огюстом Мариетом в 1860 г. в саккарском некрополе обнаружена статуя, которая изображает мужчину с белым пятном на левом глазу, она является самым старым документированным случаем катаракты. Статуя, являющаяся символом целой эпохи, покрыта трещинами, словно время оставляет свой отпечаток в виде разрезов. Это открытие, которое сейчас можно увидеть в Египетском музее в Каире, во многом символизирует значительные шаги в понимании и лечении катаракты (рис. 3).
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970486436-ISBN9785970486436-5,img3.jpeg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 3. Лицо статуи Каапера с катарактой на левом глазу [Vandersleyen, Claude I. La Date du Cheikh el-Beled // Journal of Egyptian Archaeology. 1983. Vol. 69. Р. 61–65 (Photo: Djehouty via Wikimedia Commons, CC BY 4.0)]
На сегодняшний день в мире проводится около 25 млн операций по удалению катаракты. Самая старая известная операция по лечению катаракты, называемая реклинацией хрусталика, или коучингом, была разработана в Индии в VI в. до н.э. Данная операция, которая представляет собой умышленное перемещение хрусталика в стекловидное тело, выполнялась в течение многих веков.
Анализируя изображение (рис. 4), мы видим, что пациент смотрит в сторону, а хирург направляет инструмент под углом и прокол для реклинации осуществляет транссклерально. В то время не было местной анестезии, поэтому для неподвижности пациента был необходим ассистент, который фиксировал голову.
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970486436-ISBN9785970486436-5,img4.jpeg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 4. «Коучинг при катаракте» — картина, иллюстрирующая работу индийских врачей, выполняющих эту технику [Sorsby A., Sorsby M. (1933). A brief history of ophthalmology. Encyclopedia: Bale and Danielsson (L0021165 Couching for cataract. CC BY 4.0)]
В ту эпоху хирурги, владеющие техникой реклинации, ценились на вес золота. Во многом специалисты того времени постепенно совершенствовали технику коучинга катаракты, изобретая новые инструменты, делая выводы из совершенных ошибок и модернизируя разрез.
Изображения на стенах египетских гробниц свидетельствуют о том, что египтяне были знакомы с этой операцией. Рядом с хорошо сохранившейся 4000-летней мумией хранятся инструменты, некоторые из них похожи на инструменты, использовавшиеся для реклинации хрусталика в Индии. Эти инструменты указывают на то, что это ими выполнялись не столько разрезы, сколько проколы, возможно, не самым острым инструментом, который формировал большой и негерметичный раневой канал. Для реклинации хрусталика инструментом совершаются ротационные движения с целью разорвать циннову связку и спустить хрусталик на глазное дно. Сегодня эти инструменты можно увидеть в Музее офтальмологии в Лондоне.
Можно только предполагать и строить догадки, каким был бы профиль этого разреза или прокола. В голове всплывают образы овальных, с рваными краями ран, которые обильно кровоточат. Во многом неаккуратные края таких отверстий были различной длины и ширины, о конфигурациях разреза тогда и речи не было, не говоря о герметичности. Для того чтобы уточнить это, понадобилась бы целая серия экспериментов с различными подлинными инструментами того времени. Но данные инструменты сейчас представляют большую ценность не только для истории офтальмологии, но и для всемирной истории (рис. 5).
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970486436-ISBN9785970486436-5,img5.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 5. Древний египетский инструмент для реклинации хрусталика
И по сей день в некоторых отдаленных от цивилизации уголках продолжают выполнять реклинации хрусталика, используя уже более совершенные, более острые и тонкие инструменты, оставляя менее травматичные разрезы, которые проникают в глаз через склеру, и после разрыва цинновой связки мутный хрусталик перемещают в стекловидное тело, восстанавливая ограниченное несфокусированное зрение.
В Музее истории медицины в Гентском университете в Бельгии можно увидеть хорошо изготовленные иглы для реклинации хрусталика, которые датируются римско-галльским периодом — первым столетием прошлого тысячелетия. Глядя на инструменты, стоит отметить, что они напоминают волшебные палочки, которые хирурги использовали для того, чтобы дать человеку возможность видеть свет и красоту мира.
Анализируя эти инструменты, можно заметить, что они были длиннее предыдущих, а игла у некоторых превышала 35 мм — размер самого большого глаза. Вероятно, хирурги того времени, применяя такие иглы, думали о проколах вдоль по касательной. На переходе иглы в ручку стоял ограничитель, который, по-видимому, служил для защиты сетчатки глаза от повреждений. Ограничитель на инструментах создавал первые определенные стандарты длины, ширины прокола. В наше время это эволюционировало в индикаторные линии на современных ножах и кератомах, которые используют хирурги для определения длины разреза роговицы. Все инструменты того времени использовались монахами средневековой Европы. Несколько столетий реклинация хрусталика была единственным хирургическим методом лечения катаракты (рис. 6).
![](https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970486436-ISBN9785970486436-5,img6.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Рис. 6. Галло-римские иглы для реклинации хрусталика
Важно помнить, что в те времена не было ни анестезии, ни электрического освещения, поэтому реклинация выполнялась днем, пациент сидел в неудобном положении, лицом к свету. Хирург находился на более возвышенной позиции, а помощник стоял позади пациента, удерживая и фиксируя его голову.
История хранит имя английского врача Джона Тейлора, странствующего хирурга, специализировавшегося на реклинации хрусталика (рис. 7). В 1750 г. он остановился в Лейпциге и провел операцию на обоих глазах Иоганну Себастьяну Баху. Инструменты того времени оставляли травматичный, большой, негерметичный раневой канал, по своей сути — это открытые ворота для входа различного рода инфекций. Ввиду отсутствия соблюдения правил асептики и антисептики бактерии обильно и просто попадали в ткани глаза, вызывая сначала локальную воспалительную реакцию, а потом уже и генерализацию процесса. Результат хирургии Джона Тейлора Шевалье настолько был катастрофическим, что Иоганн Себастьян Бах умер несколько месяцев спустя из-за неблагоприятных последствий очень неудачной операции по удалению катаракты.