Проблема специфических расстройств речи и школьных навыков, по сообщениям различных авторов, актуальна для 10% детей школьного возраста. В большинстве случаев, хотя врачи и имеют общее представление о данной категории расстройств, детям устанавливается неверный диагноз: детям с расстройствами речи и школьных навыков чаще всего диагностируют пограничную умственную отсталость, легкое когнитивное расстройство. Напротив, детям с расстройствами аутистического спектра, органическим поражением головного мозга диагностируют расстройства речи и школьных навыков. И в том, и в другом случае дети не получают должного лечения.
Особенность рассматриваемой нами категории психических расстройств состоит в том, что их происхождение неизвестно и специфической фармакологической терапии нет. Лечение представляет собой продолжительный (часто более года) и довольно утомительный процесс, в котором участвуют врач-психиатр, врач-невропатолог, нейропсихолог, патопсихолог, логопед, педагоги и родители. Поэтому нет ничего удивительного в том, что во многих случаях даже при правильно установленном диагнозе лечение проводится далеко не в том объеме, который требуется: систематическая работа с ребенком требует времени, сил и средств.
Цель маленькой книжки, которую вы держите в руках, — дать непрофильным специалистам (прежде всего педагогам и психологам образовательных учреждений) и родителям краткое практическое пособие по диагностике и коррекции специфических расстройств речи и школьных навыков, использование которого позволило бы им осуществлять дополнительную (по отношению к работе профильных специалистов) коррекционную работу с детьми и подростками.
Также эта книжка может стать источником веселых и полезных развивающих игр, в которые можно поиграть с совершенно здоровыми детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: в век информационных технологий многие дети испытывают проблемы с речевой коммуникацией, чтением, счетом и письмом, поскольку привыкли поручать эти занятия компьютеру.