3.1. Общая характеристика специфических расстройств моторной функции
Это группа психических расстройств, проявляющихся прежде всего нарушением формирования моторных навыков и связанных с ними навыков повседневной жизни — уверенной ходьбы, манипулирования предметами, езды на велосипеде и т.д. Расстройства данной группы формируются на фоне сохранного интеллекта, отсутствия патологии зрения и слуха, отсутствия очаговой неврологической симптоматики и при наличии всех условий для полноценного обучения (отсутствие ограничений и депривации).
Код по МКБ-10 — F82 Специфические расстройства развития моторной функции. Синонимы: диспраксия развития, нарушение координации, связанное с развитием, синдром детской неуклюжести.
Основные черты патологии. Этиология данных состояний неизвестна. Предполагается наследственная природа. При отсутствии очаговой неврологической симптоматики ребенок с трудом осваивает рутинные моторные навыки — бросание мяча, завязывание шнурков, рисование и т.д.
Эпидемиология. Точных данных о распространенности данной категории расстройств нет. В литературе чаще всего называются показатели от 2 до 6% всех детей младшего школьного возраста. Отмечается преобладание встречаемости данной группы патологии среди мальчиков.
Профилактика. Специальных профилактических мер для данной группы состояний не разработано. Вероятно, важную роль играет обучение моторным навыкам на самых ранних этапах развития. Важную роль играет определение функциональной асимметрии ребенка (КПР, КПН, КПГ) и избегание переучивания в использовании ведущих конечностей.
Диагностика. В МКБ-10 диагностический алгоритм предполагает: 1) снижение моторных навыков на два стандартных отклонения ниже возрастных показателей по стандартизированному тесту; 2) существенное влияние нарушений моторики на повседневную жизнь и учебную деятельность; 3) сохранность интеллекта и отсутствие неврологических нарушений. Как правило, диагностика осуществляется на основании соблюдения клинических критериев, наряду с психиатрическим осмотром проводится логопедическое обследование, нейропсихологическое диагностическое обследование, включая выполнение профиля функциональной асимметрии, патопсихологический эксперимент (уровень интеллекта), проводятся консультации невролога, окулиста, иногда — генетика.
Лечение. Носит комплексный характер, включает логопедическую и нейропсихологическую коррекцию, психотерапию, физиотерапию, терапию ноотропными и нейропротективными препаратами, лечебную физкультуру. В случае если нарушение моторного развития приводит вторично к социальной (в частности, школьной) дезадаптации, требуется направленная психотерапевтическая работа.
Прогноз. Как правило, относительно благоприятный. В большинстве случаев удается сформировать навыки на уровне, достаточном для социального функционирования индивидуума.