ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ КАК ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Профессиональная этика - совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает моральные принципы членов организации, то есть профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы профессионального этикета и т.п.
Общей основой профессиональной этики служит понимание труда как нравственной ценности, то есть восприятие труда не только как источника существования, но и как способа формирования человеческого достоинства. Содержание профессиональной этики складывается из общих и частных принципов.
Общепринятым является так называемый золотой стандарт: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, руководству, коллегам своего служебного уровня, пациентам и тому подобное таких поступков, которых человек не желал бы видеть по отношению к себе».
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. Частные принципы сестринского дела прописаны в Этическом кодексе медицинской сестры России1. Впервые Этический кодекс медицинской сестры России был разработан по предложению Межрегиональной ассоциации медицинских се-
стер России при поддержке Американского агентства международного развития (USAID) и «Ворлд Вижн Интернэшнл» (World Vision International). Первая редакция Этического кодекса была принята в первом чтении III Всероссийской конференцией по сестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрена Этическим комитетом России и одобрена Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Российской Федерации в апреле 1997 г.